|
| |
Биография Лао цзы ЛАО-ЦЗЫ, Учитель Лао, Старый Ребенок, Сам Сыма Цянь, определив Лао-цзы как «благородного мужа-отшельника» , сформулировал две гипотезы о его загадочной биографии: либо он был одним из указанных персонажей, действовавших от начала 6 до сер. 4 в. до н.э., либо все они или по крайней мере двое из них одно лицо, прожившее более 160 или даже более 200 лет благодаря искусству «совершенствования Пути-дао и пестования долголетия». В древнейшем классификационно-библиографическом сочинении И вэнь чжи («Трактат об искусствах и текстах»), включенном Бань Гу (3392) в составленную по образцу Ши цзи первую династийную историю Хань шу («Книга [о династии] Хань», цз. 30), среди представителей даосской школы вместе с Лао-цзы из упомянутых Сыма Цянем названы Лао Лай-цзы и Инь Си (Гуань Инь-цзы Учитель Инь с Заставы). Последний, согласно Бань Гу, оставил свой пост на заставе и последовал за Лао-цзы, а Го Можо (18921978) в 1934 идентифицировал его с Хуань Юанем, даосом 4 в. до н.э., который якобы и зафиксировал учение Лао-цзы в тексте Дао дэ цзина, который по непонятной причине прямо не отмечен в И вэнь чжи. Первые сведения о Лао-цзы (Лао Дане) содержатся в текстах 43 в. до н.э.: Чжуан-цзы («[Трактат] Учителя Чжуана»), Ле-цзы («[Трактат] Учителя Ле»), Люй-ши чунь цю («Весны и осени господина Люя»), Сюнь-цзы («[Трактат] Учителя Сюня»), Хань Фэй-цзы («[Трактат] Учителя Хань Фэя»), Ли цзи («Записки о благопристойности»), и уже во 2 в. до н.э. его имя соединяется с именем мифического культурного героя Хуан-ди (Желтый император), образуя бином Хуан Лао, обозначающий родоначальников даосизма, а с рубежа н.э. начинается процесс мифологизации и деификации самого Лао-цзы. Предпосылка этого заложена в возобладавшем над родовой фамилией и личным именем оксюморонном прозвище Лао-цзы, буквальное значение когорого Старый Ребенок связано как с легендой о его рождении седым 81-летним старцем, так и с принизанным аналогичными антиномиями и состоящем из 81 параграфа (чжан) текстом Дао дэ цзина, где общая апология детскости (§ 10, 28, 49, 55, 76) сочетается с авторским самоуподоблением младенцу (§ 20). В определении сознания («сердца» синь) такого философа-ребенка (цзы) сходятся воедино две пары противоположностей: мудрость и глупость, элитарность и народность. Сердце совершенномудрого приравнивается к сердцу ребенка, глупца и всего народа (§ 20, 49). На этой теоретической основе с 1 в. до н.э. стала происходить институализация даосизма в качестве религиозной идеологии эгалитаристских движений, выливавшихся в широкомасштабные народные восстания (крупнейшее Желтых повязок в 184) и теократические структуры, первая из которых во главе с «Небесными наставниками» (тянь ши) возникла во 2 в. Патриархами этого направления («Пути-дао»), принадлежащие роду Чжан от Чжан Даолиня (12 в.) до наших дней, считаются получившими откровение от обожествленного Лао-цзы. В текстах религиозного даосизма первых веков н.э. Лао-цзы, выступающий в качестве изначальной персонификации Пути-дао под именем Лао-цзюнь (Старый/Почтенный Государь), или Дао-дэ-тянь-цзюнь (Небесный Государь, [Воплощающий] Путь-дао и Благодать), описывается порождающим весь мир, во всех его духовно-божественных и телесных ипостасях, а также, возможно, под влиянием начавшего тогда проникать в Китай буддизма, регулярно перевоплощающимся в разных патриархов даосской, а затем и буддийской традиции. В соответствии с отраженным в Чжуан-цзы (гл. 13) пониманием мудреца как «некоронованного царя» (су ван) Лао-цзы впервые предстал в мифологизированной истории в виде Гуанчэн-цзы (Чжуан-цзы, гл. 11) наставника Хуан-ди, якобы правившего в 2726 вв. до н.э. В качестве собственно Лао-цзы он самозародился в 14 или 7 в. до н.э., создав тело собственной матери «нефритовой девы» (юй нюй), проникнув в ее лоно в виде солнечной (ян) энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, и пробыв там 81 год. Родившись под сливовым деревом, он принял фамилию Ли (Слива), обрел чудесный облик, включающий в себя золотое лицо, удлиненные мочки (признак мудрости) и выпуклость на темени, аналогичную индийской ушнише одному из «32 признаков великого человека», считавшемуся в буддизме отличающим идеального (вселенского, священного, харизматического) царя чакравартина и будду, а также способность к превращениям, например в черного барана. К 3 в. н.э. характерные для локальной чуской субкультуры мифологические представления о «западном рае» и обители бессмертных в сакральном центре мира на волшебной горе Куньлунь слились с образом «далекой Индии чудесной» (а также Парфии) и образовывали легенду (изложенную, в частности, Гэ Хуном, 34 в.) об уходе святого-бессмертного Лао-цзы на запад вместе со своим первым учеником Инь Си. В процессе конкуренции с буддизмом эта легенда развилась до представления о Лао-цзы как учителе и даже отце или мистическом прототипе Будды (Гаутамы Шакьямуни), которого стали называть «желтолицым (хуан мянь) Лао-цзы». Подобные взгляды были изложены
в Лао-цзы хуа ху цзине («Канон о Лао-цзы, просвещающем варваров»), который был приговорен внуком Чингисхана, монгольским императором Китая Хубилаем (12151294) к сожжению. В секте Небесных наставников считалось, что воплощением Лао-цзы был анонимный автор древнейшнго мистического комментария к Дао дэ цзину
, известный под псевдонимом Хэшан-гун (Господин с Берега Реки, 2 в.), а последний раз он явился в 142 и передал чудодейственные полномочия своему наместнику на земле магу Чжан Даолину.
Сформировавшийся во 2 в. культ Лао-цзы особый размах приобрел при династии Тан (618907), императоры которой носили фамилию Ли и считали его своим предком. В народных верованиях он считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.
Важнейшие атрибуты его иконографии мантические символы Чжоу и («Чжоуские перемены», 84 вв. до н.э.) гуа (триграммы, гексаграммы) и черный бык, верхом на котором он отправился на запад. В 20 в. в Китае проблему историчности Лао-цзы и автора Дао-дэ цзина реанимировал философ и общественный деятель Лян Цичао (18731923). В ходе ее обсуждения одни ученые признали Лао-цзы Лао Данем, жившем в 76 в. до н.э. и наставлявшим Конфуция (Тань Лань, Гао Хэн, Люй Чжэньюй, Фэн Юлань, Го Можо), другие Лао Данем, но жившем в 54 в. до н.э. (Гу Цзеган), а третьи великим историком-астрологом Данем, также жившим в 54 в. до н.э. (Ло Гэньцзэ, Фэн Цзиньюань). Ма Сюйлунь идентифицировал его с Лао Пэном, почтительно упомянутом Конфуцием в Лунь юй («Обсужденные речи», VII, 1). При этом большинство специалистов вслед за Лян Цичао считают Дао дэ цзин написанным в 4 в. до н.э. самим Лао-цзы или его учеником. |
исходный адрес www.laodaom.narod.ru | редактор: laodaom@narod.ru | дизайн: |